Консультация «Роль музыки в трудовом воспитании дошкольников»

 Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…».

Большое значение труду придавал А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:

При ознакомлении с трудом взрослых у детей пробуждается чувство уважения к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его труда, возникает желание быть похожими на лучших людей, подражать им в труде и поведении. Труд способствует развитию умственных и физических возможностей детей, их эстетических и нравственных чувств. И наша задача воспитывать у них положительно – эмоциональное отношение к любому виду труда и для этого создать такие условия, которые обеспечат формирование у детей привычки к труду, трудолюбию.

Средства трудового воспитания дошкольников.

В раздел входят:

- собственная трудовая деятельность

- ознакомление с трудом взрослых

- художественные средства.

         Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых.

         Ознакомление с трудом взрослых – это средство позволяет расширить представление ребёнка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

Ознакомление с процессом труда должно служить содержанием – фоном, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Знакомясь с трудом взрослых, ребёнок может столкнуться с положительным и негативным отношением к труду, с недобросовестностью и её последствиями. Педагог может использовать эти случаи для формирования ответственного отношения к труду, Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С данной группой средств у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду, как оценивают окружающие труд других людей. Эти средства служат для воспитания нравственных  чувств и отношений.

В народных пословицах, поговорках, сказках, заключены важные мысли о ценности труда. Художественное слово помогает формировать нравственное отношение к труду, высокие идеалы. Произведения изобразительного искусства то же могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребёнка и способствуют воспитанию чувств.

Можно, конечно, задать вопрос: «А при чем тут музыка?», « Какова ее роль в этом процессе?»

Роль музыки в воспитании дошкольника своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку,  тем не менее, именно с помощью её можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудиться, воспитывать желание трудиться, понять важность и общественную значимость труда людей. Эта тема широко представлена не только  в репертуаре песнями о трудовом процессе взрослых, их профессиях («Урожай собирай» муз. Филиппенко, «Огородная-хороводная» муз. Можжевелова, «Песня о трудовых людях» Агафонникова, «Сварщик» Чудовой, «Песня пожарника» Птичкина, «Я булочки пеку» Арсеева, «Новый дом» Бойко, «Два весёлых маляра» Арсеева, «Трактористом стать хочу» Иорданский), но и в классической музыке Р.Шуман «Песня итальянских моряков», С.Майкапар «Песня моряков», «Пастушок». Можно исполнить шуточное музыкальное произведение Р. Шумана «Весёлый крестьянин», где музыка рисует ликование и радость крестьянина, возвращающегося с работы. Или старинную музыку французского композитора Франсуа Куперена «Жнецы», рассказывающую о людях, которые убирают хлеб в ручную.

Огромное значение в трудовом воспитании имеет фольклор. Фольклор как форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее и, отображая новый социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.          Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти- в труде, в праздники и в быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные, детские, молодёжные; по содержательному признаку: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические; по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде; игровые песни и песенки, ритуальные песнопения. Это «Жниво» муз. Анцева, «Посеяли девки лен», «Бульба» и другие белорусские народные песни.          В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась к возрасту ребёнка, условиям жизни семьи и общины. Поэтому она имела ярко выраженный воспитательный характер, использовалась в формировании тех или иных качеств ребёнка. Народная педагогика раскрывает и сам процесс формирования нравственных качеств: совместный труд, посильное участие каждого члена семьи или коллектива в подготовке праздников и оказании помощи другу. Последовательное включение малыша в различные виды труда с целью приобретения необходимых знаний и трудовых умений; внимание к ребёнку и помощь ему в овладении трудовыми навыками; поощрение трудовых умений; создание специальных ситуаций, в которых ребёнок мог бы выступать в роли помогающего другим, делающим что-то хорошее для других. 

В музыкальных играх дети могут быть шофёрами и садовниками, строителями, скульптурами, художниками, космонавтами, врачами и поварами. Она поможет веселее, интереснее организовать игру на правила уличного движения. Мы знакомим с жизнью и творчеством композиторов, с другими музыкальными профессиями (дирижёр, музыкант, певица, балерина). Во время  самостоятельной деятельности, в игре, на занятиях по ИЗО и ручному труду, можно заметить,  как дети подпевают себе знакомые песенки или незамысловатые мелодии сочиненные ими самостоятельно. Как же можно использовать музыку в трудовом воспитании?

Под музыку физический труд становиться легче и приятнее. Её полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на участке. Дети могут потихоньку подпевать взрослому. Конечно, это возможно в тех случаях, когда не идёт прямое обучение трудовым действиям.

Музыка подчёркивает эстетическую сторону труда, его ритм, что всегда привлекает ребят, способствует воспитанию у них интереса и уважения к людям разных профессий.

 

 

Cписок литературы:

  1. Арнаутова, Е. Родителям - о воспитании трудолюбия у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1993. - №12
  2. Буре Р.С., Година Г.Н., Учите детей трудиться. - М., 1983
  3. Буре Р., Организация труда детей и методика руководства // Дошкольное воспитание. - 2013. - №4
  4. Витковский А., Воспитание у дошкольников трудолюбия // Первое сентября. - 2010. - № 2
  5. Воспитание дошкольника в труде // Под ред. Нечаевой В.Г. - М; 1983

Комментарии

  1. Спасибо, очень актуальная информация, в нашей семье заметили,что под музыку трудиться приятно и весело, спорится любая работа

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Консультация "Зачем знакомить детей с фольклорными праздниками и обрядами?"

Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"