Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: “Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и ПТУ, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра”.
Дошкольный возраст – начало общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников — это сохранение человеческого в наших детях, формирование нравственных основ, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, обучение их правилам общения и умению жить среди людей.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
Как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в белорусской народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С белорусским национальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на развлечениях и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и музыкально-ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом белорусского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видео записи белорусской народной музыки, звучания народного оркестра. На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, пословицы, поговорки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.
Произведения белорусского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью. Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”.
В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родное село, район.… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением. Уже стало традицией нашего детского сада проводить “Праздник Осени”. На последующих зимних и весенних праздниках ребята так же проявляют себя в мире музыки и художественного слова (танцуют, придумывают движения под музыку, читают стихи, поют песни, обыгрывают экологические сказки и т.д.).
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности народа. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.
Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Главное в нравственно-патриотическом воспитании – посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Так, для воспитанников первой младшей группы можно использовать следующие музыкальные произведения:
· «Ах ты, коценька-каток», «Калыханка» (б.н.п. в обр. М. Красева)
· «Цяў- цяў» (муз. С. Альхимович)
· «Пеўнік» (муз. Е. Ремизовской)
· «Юрачка», «Мікіта», «Зайка», «Верабейчык», «Таўкачыкі» (б.н.п.) и др.
Для воспитанников 2 младшей группы:
· «Калыханка» (муз. С. Альхімовіч)
· «Саўка ды Грышка», «Перапёлачка» (б.н.п.)
· «Божая кароўка» (б.н.м. в обр. А. Ращинского) и др.
Для воспитанников средней группы:
· «Зімовая калыханка» (муз. В. Сярых)
· «Рэчанька», «Полька- Янка» (б.н.м.)
· «Адмарозіў лапкі» (муз. С. Альхімовіч) и др.
Для воспитанников старшей группы:
· «Крыжачок», «Лявоніха», «Мікіта» (б.н.п.)
· «Лядзецкая полька», «Старажытны палескі вальс» (обр. В. Куприяненко)
· «Козанька», (б.н.п.)
· «Жабка» (муз. В. Юркевич) и др.
Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и песни, посвященные ей. («Дзяржаўны гімн Рэспублікі Беларусь», (муз. Н. Соколовского), «Радзіма мая дарагая» (муз. В. Оловникова), «Песня пра Мінск» (муз. И. Лученка) и др.
Встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувство любви к Родине, родному краю и окружающему его миру. Она способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, поскольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. И только от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Пусть это будет богатство души, полученное от общения с музыкой!
Литература:
1. Учебная
программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2022.
1.
Веретенникова, Н.А. Патриотическое воспитание средствами музыки и невыдуманного
рассказа / Н.А.Веретенникова // Музыкальный руководитель. – 2017. - №5. – С.2–4
2. Каваліцкая,
Г. Фарміраванне патрыятычных пачуццяў у дзяцей дашкольнага ўзросту ў працэсе
азнаямлення з гістарычнымі каштоўнасцямі роднага краю / Г.Каваліцкая //
Пралеска. – 2018. - №10. – С.27–28.
4. Рубан, Т.Г. С чего начинается Родина… / Т.Г. Рубан,
М.С. Таранцева, Л.И.Сапрыкина // Музыкальный руководитель. – 2017. - №1
Комментарии
Отправить комментарий